IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 Правила этого форума Правила раздела "Пресса о меченой власти"
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
> Кровная месть.

К-222
сообщение 28.10.2008, 14:04
Сообщение #1



Иконка группы

Группа: Общественный совет
Сообщений: 8212
Регистрация: 30.7.2007
Пользователь №: 2
Рейтинг: 3585
Поставил плюсов: 1349
Поставил минусов: 14



































http://www.bg.ru/article/7782/




Немного ещё из инета:

Закон гор: Кровь убиенного требует мщения! Часть I.

08.06.2008



Вместо предисловия

Существует убеждение, что кровная месть на Кавказе, - помимо того, что это дело чести, ещё и война до конца, а значит до уничтожения врага. Война, в которой прощения нет и быть не может, где наказание за смерть - только смерть, и кровь, соответственно, смывается только кровью.

Сегодня в Российской Федерации кровная месть как родовой обычай свойственна народам Северного Кавказа: Чеченская республика, Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия.

Определённым процентом общества, кровная месть воспринимается как дикость, как пережиток времён, от которого на Кавказе не торопятся отмахнуться. На Кавказе, а в данном случае - в быту чеченцев - кровная месть (ч1ир), всегда считалась сдерживающим фактором во взаимоотношениях людей. И надо отметить, данное своё призвание она (кровная месть) оправдывала.

Летопись времён до нас доводит, что это были те времена, когда девушка могла, несмотря на ночь, пройти через полсела, и ни один человек не становился на ее пути. А это говорит выразительно о сложившихся в те времена устоях, так как порядочность и благородство любого народа можно выразить, не изучая его обычаи, а просто по отношению к женщине. Даже если на звание «идеальное общество» Чеченцы и не тянули, но честь женщины была превыше всего, и попрание ее смывалось лишь кровью, а убийство - двумя жизнями мужчин.

Что касается кровной мести, то бывали случаи, когда и женщина сама становилась на тропу отмщения.

Но перед тем как приступить к обсуждению данной темы, приведём несколько примеров, без которых эта работа обозревателей ИА «Нохчи.Ву», была бы не достаточно объективной…

Приведём примеры, чтобы читатель был в курсе, что кровная месть для Чеченца – это действительно вопрос чести. В этой же публикации мы попытаемся оценить, какое нравственное содержание и функциональная специфика стоят за кровной местью. В чем её ограниченность?

Будем исходить из следующего правила, который гласит: Для того чтобы исправить механизм, в первую очередь необходимо знать, как он работает, и лишь после этого можно его работу оценить, а значит - управлять им.

Кровная месть: Самосуд как зов чести, Краткий экскурс по следам мести

По сей день, престарелые жители тейпа Чеберлой, помнят случай, когда сестра своеобразным способом отомстила за убийство родного брата. Произошел этот случай, потрясший местных жителей, до выселения, в одном из хуторов родины чеберлойцев, на юго-востоке Чечении. В ссоре со своим односельчанином был убит молодой человек, у которого осталась лишь родная сестра. Других близких родственников: родных или двоюродных братьев у него не было. Незамужняя сестра, над телом брата поклялась отомстить.

Удалось ей это спустя полтора года. В один из осенних дней, на тропинке возле склона, ведущего к озеру Кезеной-ам, на коне возвращался домой ее кровник. Девушка, знавшая о маршруте его следования, вывернула наизнанку овчинную шубу, и затесалась в отаре овец, предусмотрительно подогнанной к нужному месту. В момент, когда, путник поравнялся с ней, она с криком вскочила. Конь шарахнулся и, увлекая всадника, полетел в обрыв…

В селении Гойчу (бывшее село Саади к1отар) Урус-Мартановского района, многие жители до сих пор помнят старушку по имени Паша. Она всегда ходила в мужских брюках и папахе. Никто не высмеивал ее. Все в селе знали, что она носит обет, данный на могиле убитого еще до выселения родного брата. Она поклялась, что пока не покарает убийцу, не наденет женскую одежду. Ей в силу, каких то причин не удалось исполнить клятву, но осталась верной своему слову…

В нынешней Чечении, случаи кровной мести достаточно частое явление. Самые наиболее практичные мстители, после свершения акта мести, сами идут в милицию и признаются в совершенном деянии. Есть много случаев, когда ни одна из враждующих сторон не признает свое поражение. В таком случае кровь льется годами, как например, между тейпами Хайхарой и Маьлхи из Бамута. Истоки этой вражды идут еще с 1998 года. На данное время, как говорят местные жители, со стороны Маьлхи убито 9 человек, а со стороны Хайхарой- 12 человек. И конца этой вражде пока не видно…

До сих пор продолжается вражда семей и в станице Ассиновская: Двое соседей решили поспорить, чья собака сильнее и натравили их друг на друга. Видя, что его собака проиграла, один из них выхватил пистолет и застрелил соседского пса. В ответ хозяин животного из ружья убил обидчика. Никакие посреднические услуги известных в республике людей, чтобы примирить кровников не помогли. С обеих сторон на сегодняшний день убито по нескольку человек.

В одном из сел Ачхой-мартановского района, последний раз кровники стрелялись чуть больше полугода назад. С обеих сторон количество убитых – несколько человек. Поводом к ссоре послужил инцидент в доме у местного жителя, который созвал односельчан на мовлид. Во время зикра, который проходил в доме, один из муталимов наступил на гвоздь вылезший, из доски, и в сердцах выругался. Хозяин воспринял это в свой адрес, и началась ссора, давшая, уже через несколько лет несколько жертв. Ни одна из сторон, не считает, себя удовлетворенной и ждут удобного момента, чтобы отомстить… Продолжать список можно до читательского «хватит», но, наверное, вышеперечисленных примеров достаточно, чтобы перейти непосредственно к самой кровной мести. Как она возникла, её призвание, и что она в себе несёт?

«Даже растение мстит за себя»…

В начале попытаемся найти ответ на вопрос: Почему наказания решались таким вот кардинальным методом, почему за убийство сразу объявляется кровная месть, ведь есть такое понятие, облегчающее вину преступника, как «убийство под состоянием аффекта, самооборона», и.т.д. Ведь даже сейчас, с высокоразвитой системой суда, после десятков лет заключения, людей выпускают из тюрьмы в связи с их непричастностью к преступлению. Может дело в том, что времена были давние и все проблемы решались быстрым судом, а может дело в характере наших предков? Но, думаю, обе теории лишены основания… да, времена были давние, но Рим существовал еще раньше, и у них была хорошо развитая система суда. И характер у наших предков был весьма сознательным, главной чертой «къонаха» (благородный мужчина) считался - «собар» (терпение). Но в чем же тогда дело? Ответ если покопать историю, довольно прост: В Чечении никогда не было как такового государя, или строго определенного органа управления и, соответственно, государственного карательного органа тоже не было, более того, вопросы наказания всё же решались, и не одним только смертным приговором был богат обычай самоуправства чеченского общества.

К примеру, обратимся к работе известного в Чеченской республике и за её пределами писателя и историка Мусы Ахмадова, который ярко отражает в своей исследовательской книге «Чеченская традиционная культура и этика» нормативы наказаний в прошлом быту чеченцев.

«Кровная месть входит в обычаи и устои многих кавказских народов, определяя меру наказания для того, кто совершил зло, преступив нравственные нормы. Одним из таких наказаний было провозглашение народного проклятия. Если провозглашение проклятия сопровождалось выстрелом из огнестрельного оружия, то это действие соответствовало провозглашению анафемы. Смысл данного обычая состоял в том, что имя совершившего зло человека становилось всем известным, а сам он отвергался обществом», - здесь немножко для справки прервусь, цитата «имя совершившего зло человека становилось всем известным», - означает для Чеченца – быть опозоренным перед всем обществом. Более того, опозорен его род, опозорены и его потомки, которые будут вынуждены жить с ярлыком, говорящим, что их предок был изгнан с позором. Этим объясняется, что большинство семей, чьи родственники подвергаются подобной анафеме, предпочитают покинуть навсегда места веками обетованные их предками…

Но вернёмся к работе М. Ахмадова:

»Всенародное проклятие выносилось по специальному решению Мехк-кхэла – Совета страны, периодически собиравшегося для принятия решений по важнейшим проблемам, волновавшим страну.

Исполнение этого решения производилось немедленно. И при большом стечении народа: кто-то из уважаемых стариков громко называл имя, фамилию, род преступника и произносил слова проклятия: «Пусть проклятие Бога падет на голову такого-то за такие-то действия». После этого стреляли в воздух. Формула проклятия с последующей стрельбой в воздух повторялась 7 раз, после чего толпа подхватывала слова проклятия и начиналась стрельба в воздух. Такое объявление проклятия называлось «фуй-кхайкхор». Вторая форма осуждения была направлена на материализацию всенародного проклятия. Происходило это так: при стечении народа уважаемый старец произносил слова проклятия и бросал камешек в определенное место (обычно у дороги или на перекрестке дорог). То же самое повторяли все присутствующие. Так образовался карлаг – «холм проклятий». С этого времени каждый проезжающий или проходящий по дороге должен был остановиться и со словами проклятия оставить на этом холме свой камень. Таким образом, «холм проклятий» рос изо дня в день, служа зримым напоминанием всем, какая «слава» может постичь того, кто переступит черту дозволенного.

Бывало так, что ночью человек, подвергнувшийся проклятию (или его родственник) полностью разравнивал образовавшийся курган. Однако утром люди вновь возводили его, поскольку каждый проходивший мимо считал своим долгом вместе с проклятием добавить свой камень. Подобные карлаги возводились в тех случаях, когда совершались крупные преступления, убийства невиновного, нарушение клятвы, нанесение бесчестия женщине, совершение недостойных поступков, порубка фруктовых деревьев. Обычай возведения карлага, зародившийся еще в языческие времена, продолжал жить, и после принятия чеченцами ислама. Например, как свидетельствует чеченская устная традиция, шейх Мансур начал свою активную проповедническую деятельность с установления карлага грабителям, ворам и другим преступникам.

Необходимо сказать, что последствия убийства для преступника установлением карлага не ограничивалось. Убийство влекло за собой неотвратимое возмездие – кровную месть («чIир»).

Наказание, сопряженное с лишением жизни, в большинстве случаев приводили в исполнение люди, непосредственно пострадавшие от действий преступника. Чеченцы называли это кровной местью. В жизни чеченского общества этот обычай играл огромную роль. Благодаря этому обычаю конфликтные ситуации, как правило, не заходили слишком далеко, и в отношениях между людьми соблюдалось равновесие», - подчёркивает в своей книге автор. Возможно, сейчас у читателя появится мысль, «Никакой золотой середины», и он глубоко заблуждается: Рассмотрим такую процедуру как «таг витийтар» (процесс прощения кровной мести), которая сыграла огромную роль во взаимоотношениях нашего народа и сохранила и сохраняет много жизней. Эта процедура применялась только по отношению к тому человеку, который совершил убийство случайно. С просьбой о прощении убийцы перед родственниками убитого, снимая шапки, падали на колени, все взрослые мужчины окрестных сел. Процессию возглавляли уважаемые старики, а со словами утешения и просьбой о прощении обращались лица, известные своим красноречием («маслаIатан дай»). Кровника приносили на погребальных носилках, завернутого в саван – знак глубокого раскаяния и полного отречения от радостей мира.

При «прощении крови» один из близких родственников убитого совершал ритуал бритья головы и бороды кровника. Это означало не только окончательное прощение, гарантию безопасности и доверительного отношения друг к другу (сесть под нож кровника без доверия просто невозможно), но и начало дружбы между враждующими семьями. С этого момента прощеный и его близкие обязаны были с большим уважением и вниманием относиться к простившим им кровь людям. Такие отношения не заканчивались жизнью одного поколения, а переходили к детям и внукам. Но проявление неуважения со стороны прощенного или его родственников могло стать поводом для отмены прощения, и тогда вновь вступали в действие законы кровной мести.

Бывали и такие случаи, что даже преднамеренно убившего прощали из-за его «оьзда гIиллакх» (благородства). Так один «лурвел таг» скрывался от своих кровников в далеких краях. В один вечер, перед тем как выйти, он сказал своей жене:

- «Проверь, нет ли кого на улице», на что жена ответила: - «Чего ты боишься, в этих далеких краях, твои кровники тебя не найдут». Но муж знал, с какими людьми он связался и ответил: «Я знаю этих людей. Это люди чести, причём люди из благородной семьи, мужественные и бесстрашные. Они не успокоятся, пока меня не найдут, иди и посмотри»… Вот тут случилось следующее: Под окном стояли его кровники, поджидая пока обидчик, выйдет (мстить человеку в своем же доме запрещалось), и, услышав, как он о них отзывается, в этих далеких краях, требующая крови злоба в них улетучилась. В итоге кровники вошли в дом со словами приветствия и простили обидчика, а в знак прощения они подстригли ему бороду, ношение которой являлась обязательным для «лурвел таг», и вернулись к своим семьям.

Практикуется у отдельно взятых чеченцев и совершенно противоречащая всем нормам гуманности и требованиям Шариата, такая форма наказания - как кровная месть - по отношению к близкому родственнику убийцы: То есть – убийство ни в чём не повинного человека…

Считая это нормальным делом, есть такая категория кровников, которая считает себя в праве лишить жизни невинного человека, с убеждением, дескать, убийца теперь страдает, так, как страдали они. Страшное заключается и в том, что убийство родственника убийцы происходит не из-за того, что не могут таким же методом наказать виновного, а совсем по другой причине.… Принцип такого деяния следующий: «Наш родственник был очень хорошим, умным, благочестивым человеком, а этот убийца его не стоит, поэтому мы убьем другого, лучшего из вас».

А, иначе говоря, этим деянием кровники удовлетворяют жажду изощрённой мести, мести в которой разум действительно слеп, и принцип «око за око» заменяют эмоции, «раз пошло такое дело, то мы»….

Хоть и мотивируется это убийство, якобы заставить убийцу их родственника чувствовать то же, что чувствовали они, но в итоге приводит уже к клановым бесконечным войнам. Обратимся опять таки к «Чеченской традиционной культуре и этике» Мусы Ахмадова.

«Среди чеченцев случается, что жертвой кровной мести, становится самый известный из числа родственников убийцы, даже если он доводится ему только двоюродным или троюродным братом, а то и более дальним родственником. Случалось, что кровники отказывались мстить непосредственному убийце, считая, что в силу личных качеств (например, злоупотребление спиртными напитками, недостойное поведение и т.п.) его жизнь по своей ценности не может быть приравнена к жизни его жертвы, а потому направляли свою месть против самого известного и лучшего из родственников убийцы. По всей видимости, подобное толкование кровной мести было возможно потому, что родственники преступника не только не отворачивались от него (что бы он ни натворил), но и старались всячески помочь ему. Поступая подобным образом, они становились соучастниками преступления, а потому кровники считали себя в праве отомстить любому из них.

Сегодня в большинстве случаев именно так и происходит кровная месть среди чеченцев. Однако исламская религия расценивает это как большое преступление: с одной стороны, греховным является оказание помощи убийце со стороны его родственников; с другой стороны, не меньший грех, когда месть направлена не против непосредственного убийцы, а на кого-либо из его родственников. Оба эти явления должны исчезнуть из нашей жизни, если мы действительно считаем себя мусульманами».

«Чеченские обычаи кровной мести противоречат требованиям шариата, который допускает месть только в отношении убийцы («куьг бехкениг»)», - продолжает М. Ахмадов.

«Вместе с тем, чеченское обычное право дает возможность оскорбленной стороне получить удовлетворение и без лишения жизни виновника, (вообще, для чеченского менталитета, в основе которого лежит почти неосознаваемая религиозность, характерно стремление избежать крайних форм лишения конфликта, когда неизбежным становится пролитие крови). Так, если девушку похитили против ее воли, и при этом имела место попытка надругательства над ней, обычай допускал как убийство похитителей, так и сохранение им жизни, в обмен на публичное моральное унижение: виновных прилюдно лишали одежды ниже пояса и взыскивали большой материальный штраф.

Несмотря на то, что этот обычай несет на себе печать архаичности, к нему прибегают и сегодня. Летом 1998 года жители города Грозный стали свидетелями наказания трех преступников, совершивших попытку надругательства над девушкой. Но обычай был подправлен нововведением: преступникам был предложен выбор – либо смерть, либо обнажение тела ниже пояса в присутствии толпы. Все три преступника выбрали жизнь и бесчестие.

Обычно при отказе от кровной мести требуется уплатить значительную материальную компенсацию. Наиболее быстро примирение достигается в тех случаях, когда виновная сторона неукоснительно соблюдает в отношении пострадавших все требования этикета. Много раз чеченцы отказывались от кровной мести в ответ на благородное поведение своих кровников».

Благодаря данной работе М. Ахмадова, мы приходим к результату, что между чеченцами ни одно преступление не остается без отмщения – это мнение утвердилось в чеченском сознании, что подтверждается всем образом жизни чеченцев. Чеченцы знают множество случаев, когда в силу отсутствия сына осуществление кровной мести брала на себя дочь; если у пострадавшего не оставалось родственников по отцовской линии, осуществление мести брали на себя его родственники по матери. Таким образом, у чеченцев и возникла пословица: «Даже растение мстит за себя».

Из беседы с Мусой Ахмадовым.

- По исламу допускается кровная месть, но при этом могут убить только того, кто совершил преступление (убийство). Ни брата, ни отца, ни родственников эта месть не должна касаться. В нарушение этому до сих пор существуют чеченские обычаи, по которым мстят за отца брату или сыну, то есть родственникам.

У нас была очень сильно развита народная дипломатия. Когда убивали человека, собиралось много людей села убийцы и окрестных сел, становились на колени перед родственниками убитого, снимали шапки и просили о прощении. Это степень высочайшей просьбы, уважения к человеческой жизни, даже если преступление было совершено случайно, непреднамеренно.

Порой случалось даже так, что прощали преднамеренное убийство. Когда они вели себя достойно, избегали встречи. Прощали ради Аллаха.

Если виновный умирал собственной смертью или погибал, то, если по исламу месть заканчивается, у нас на это не останавливаются, мстят родственникам.

Кровная месть (ч1ир) была сдерживающим фактором. Зная, что за все надо отвечать, и не только родственники, но и твои потомки могут поплатиться за твое зло, люди очень сдержано вели себя, не вынимали кинжал из ножен. Таким образом, подчеркивалась ценность жизни.

Умаров Усман Моцуевич - старший преподаватель кафедры «Философия», ГГНИ.

На западе кровная месть известна как вендетта, на нашем языке она называется чIир. А луралла - это кровная месть по отношению к тем, кто косвенно виновен, так как он родственник убийцы. Обычно, родственники всегда помогали друг другу несмотря ни на что. Предположительно, поэтому чеченцы этот обычай распространили не только по отношению к кровнику, но и ко всем, кто связан с ним круговой порукой по отцовской линии.

Кровная месть в исламе и у чеченцев – чIир - имеют некоторые различия. В исламе есть такое понятие, основанное на принципе справедливости, - «око за око, зуб за зуб, душу за душу». В Коране есть такая оговорка: «убивший душу не за душу», - если у тебя кого-то убили, то ты имеешь право отомстить, а тот, кто первый убил, он по злому умыслу вышел.

По исламу, убийство невинной души приравнивается к убийству всего человечества. Потому что все человечество от одного человека произошло, раз, и ни один человек не может оценить во что-то свою жизнь, обозначить ее земную значимость, ценность. Никто не хочет добровольно лишать себя жизни, она для него бесценна.

Бывает преднамеренное и случайное убийство. Если убийство произошло случайно, непреднамеренно, то ты, конечно, имеешь право отомстить, Богом данное право у тебя есть. Но Бог не говорит мстить. Без суда и следствия ты не имеешь права человека убивать и осуждать. Только в 20 веке в нашей стране и ряде других стран появилось такое понятие как презумпция невиновности, в исламе же эта презумпция невиновности в номинале существует уже давно.

Если убийство было преднамеренное, то ты имеешь полное право отомстить. А если по случайности, ты должен уметь прощать. У каждого ведь много грехов. «Если ты не простишь, и я тебя не прощу» - говорит Аллах, «Но если ты простишь, имея право лишить жизни, но, прощая и даруя ее как бы снова, тогда ты спасаешь человека и как будто спас все человечество».

Весь казус кровной мести у чеченцев в том, что мстители проливают кровь первого, кого они поймали, настигли. Есть некоторые тейпы, которые намеренно не убивают непосредственно убийцу, а убивают самого лучшего представителя их рода: министра, алима, светского представителя их рода и т.п.

Если убийца умирает или погибает прежде, чем его коснулась месть пострадавшей стороны, то вендетта по шариату снимается... ты не успел его убить, значит, на то была воля Аллаха. А у нас, если такое происходит, то могут убить кого-нибудь из его родственников.

Если человек совершил преступление, и после этого прошло 60 лет, у чеченцев действует такой ценз - этого старика оставляют в покое из уважения к его возрасту, старости. Если прямых наследников у него не было, то для него это было благом. То есть, если прошло уже 60 лет, и если ты не успел отомстить ему, а у него нет прямых наследников, то чIир прекращается, снимается.

МаслаIат - примирение - старики выходили и просили о примирении. Сначала просили о том, чтобы сняли ответственность с дальних родственников. Затем, второй раз уже, просили, чтобы близких родственников не трогали. И, наконец, просили о прощении самого убийцы.

Если же у тебя род иссякнет по мужской линии, то должны отомстить женщины, но на них это ложится обязательством.

Продолжение следует…

Алина Ахматова, Not Angel
Фото: ИноПресса.Ру


Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.

fonda 08.06.2008 16:14:00 Ответить

Статья несет ознакомительный характер? Для кого? Чечецы все это знают.
CHErtenok 08.06.2008 16:35:00 Ответить

а кто мы в первую очередь, чеченцы со своими адатами или мусульмане, придерживающиеся ислама? Сложный вопрос, особенно если касается таких тем как кровная месть!
CHErtenok 08.06.2008 16:46:00 Ответить

fonda поверь не все чечнцы это знают как должное,иначе такого легкомысленного отнешения к человеческой жини не было бы.Щас чуть ли не каждай второй ходит с огнестрельным оружием,зная пылкость характера,горячая кровь в случаи ссоры сразу хватаются за оружие!и есть такие случаи когда именно так убивали,убивали по не осторожности,даже по ошибки!! эти случаи стали уже не редкостью!!
Анзор Нохчи.Ву 08.06.2008 18:18:00 Ответить

Проблема чеченцев в том, что, когда выгодно им выгодно быть чеченцами они прежде всего чеченцы, а когда мусульманами - они мусульмане. Нет строгой линии следования. Эту линию надо прочертить сверху. Дал лар дойла вай зулумнех.

Кровная месть в Чечении зачастую с точки зрения Ислама является обычным убийством, порой массовым.

Все это строго ИМХО.
Surkho 08.06.2008 19:19:00 Ответить

Холм проклятия образовывался на месте, где было совершено подлое, умышленное убийство невиновного человека.

Само понятие "бритье кровника" имеет очень важный смысл.Для того, чтобы удержаться от соблазна полоснуть по горлу убийцы своего близкого,человек должен иметь стальные нервы.Если человек постриг и сбрил его бороду, то у него, как говорится с души камень.

В Ингушетии, родственники убитого пошли на встречу кровникам, но брат убитого отказывался. Старейшина рода,заставил его поклясться,что тот не прольет крови.Если бы он знал как ошибался.Брат нашел вариант сдержать клятву и покарать убийцу.ОН просто аккуратно позитил его и повесил.
Surkho 08.06.2008 19:26:00 Ответить

насчет кровной мести, родственникам убийцы.Это чисто чеченское извращение этого старинного закона.Бывали случаи, когда прощали всех родственников убийцы, а его нет, но потом мстили его брату или дяде...

http://developers.nohchi.vu/authorcolumn/d...556&print=Y















Если бы горы могли говорить
Таисия Ирс

глава 6 Кровная месть.
Сколько существуют чеченцы, столько существует кровная месть! Это один из самых жестоких и суровых чеченских обычаев, который позволяет воздать СМЕРТЬЮ за СМЕРТЬ. Кровная месть тянется из глубоких недр веков и существует в чеченском обществе до сих пор. И стала частью самих чеченцев. Ни страх вердикта былого советского, а теперь и российского правосудия, ни ужасные и губительные последствия тюрем - ничто не остановит сына или брата, ступившего на тропу мщенья. Кровная месть своего рода обязанность, налагаемая общественным мнением. Только кровью обидчика они могут смыть позор и обрести право на дальнейшую достойную жизнь. Цивилизованному миру может показаться обычай более чем суровым и, как они считают, диким. Чеченцы мыслят несколько иначе, считая, что кровная месть является сильным сдерживающим фактором в локальных стычках между чеченцами. В жилах чеченцев течёт горячая кровь, которая при стычках берёт верх над разумом. Но, вспомнив о кровной мести, которая бумерангом вернётся к тебе или к родственникам, человек остужает свой пыл. И те, кто сгоряча взял в руки оружие, помня о тех страшных последствиях, которые ждут его, делают шаг к примирению. Но если всё же оружие выстрелило, отняв чью-то жизнь, живой будет завидовать мёртвому и жизнь его превратиться в ад на земле. И обречённый начнёт не жить, а существовать. И всё же рано или поздно месть настигнет его, сына или брата.


Бывает, что кровная месть затягивается надолго, иногда на годы и переходит из одного поколения в другое. Но это не значит, что кровная месть из-за срока давности теряет силу. Новое поколение, сменившее ушедшее, обязательно отомстит. В случае оскорбления женщины или девушки кровная месть объявляется отцу и всем братьям, и даже в особых случаях, судя по тяжести нанесённого оскорбления, и всему тейпу, т.е. роду оскорбившего. Если по стечению обстоятельств в роду не окажется более мужчин, то женщина вправе отомстить за отца или брата. В чеченской истории есть тому много примеров. Но и остановить смертельный поединок кровной мести, где льётся кровь, может только женщина, при этом, сняв с головы платок, она бросает его между сражающимися. Схватка прекращается тут же. Все подробности об этом я узнала, когда повзрослела.

А в том далёком детстве я, как обычно, собралась идти по воду, взяла два ведра с коромыслом и пошла к сельской речке. Речка протекала под самой горкой; опустив вёдра и набрав воды, я хотела, было вернуться домой. Вдруг увидела, что большая толпа людей, одетых в тёмные одежды и с покрытыми головами, двинулась в мою сторону. Я, соблюдая обычай, отошла на значительную дистанцию, уступая им дорогу, и стала ждать, пока они не скроются из виду. Я вначале подумала, что это похоронная процессия, но не было видно "барм", (это то,на чём несут обычно тело усопшего). Меня начало разбирать любопытство, кто эти люди? Тут среди толпы я заметила одного, который явно выделялся из всех. Он не только был с покрытой головой, а закутан в чёрный бушлат, что почти скрывало не только голову, но и обросшее бородой лицо. И была во всёй этой процессии какая-то мистическая загадка. Они перешли мостик, перекинутый через речку, и, не прибавляя хода, направились на самую окраину села. Я боролась с собой, не зная, как поступить в данной ситуации. Как обычно бывает в такие минуты, мне на помощь приходит мой внутренний голос. Он подсказал мне, что я должна остаться и быть свидетелем того, что будет. Но, с другой стороны, я боялась быть наказанной за ослушание. Мать, которая наравне с бабушкой занималась нашим воспитанием, любила говорить: "Куда бы вы ни пошли, ваш маршрут не должен отклоняться от курса и во времени". И добавляла бабушкину фразу - "туда и обратно". У меня никак порой не получалось "туда и обратно", видно было, и сегодня придётся отступить от правила.

Я поставила вёдра в надёжном месте за валунами, перешла мостик и крадучись, чтоб меня не заметили, последовала за толпой. Когда толпа вышла на самую окраину села, к ней навстречу двинулась точно такая же процессия и остановилась на значительной дистанции от первой. Я, совсем заинтригованная ситуацией, постаралась приблизиться к ним. Было хорошо видно всё, что происходило между ними. Та часть пришедших, где был человек, закутанный в бушлат, не поднимала свои прикованные к земле взгляды, старался не смотреть в глаза встречной толпе. Затем последовало ритуальное приветствие, после чего все начали молиться. Вслед за молитвой на середину полянки вынесли старую деревянную табуретку, на которую усадили человека, чьё лицо было тщательно скрыто. К закутанному в бушлате, подошёл рослый человек из противоположной толпы; когда эти двое оказались рядом, подошедший снял с сидящего бушлат, при этом обнажив молодое красивое лицо мужчины, всё обросшее густой бородой. Затем начали происходить совсем интересные вещи. У рослого с противоположной толпы блеснуло длинное лезвие в руке. Я смотрела, затаив дыхание, самые страшные мысли мелькнули в моей голове. Одной рукой придерживая голову, другую с лезвием, стоящий, занёс высоко и остановил у горла. Мне показалось, что в его глазах блеснули молнией огни.

- Ну всё, сейчас перережет ему горло у всех на виду, - подумала я и зажмурила сильно глаза, чтобы не стать свидетелем такой жестокой сцены.
В воздухе висела зловещая тишина, нарушаемая только жужжанием пчелы, что кружилась над цветком, источавшим душистый аромат, и той пчеле ровным счётом было всё равно, что происходит на краю села. Я, более не выдержав, открыла глаза. И была очень расстроена, не находя в их дальнейших действиях ничего интересного для себя. У сидящего сбрита была борода, а также волосы на голове. Я никак не могла взять в толк, зачем они для этого собрались на краю села, словно нет для этого более подходящего места. Тут все начали шумно обниматься и пожимать друг дружке руки в знак того, что всё хорошо, и затем начали расходиться. Но теперь все, напротив, были веселы и более не обращали свои взгляды на землю. А тот, что скрывал лицо, теперь не делал этого вовсе. Он всё водил рукой по своей лысой голове и озирался, словно боялся получить удар со стороны. Я тоже решила, что мне пора домой, и быстро, крадучись побежала к своим вёдрам. Считая своё время потерянным зря, я тогда ещё не знала, что мне довелось быть свидетельницей того, как простили кровнику кровную месть.

Когда я вернулась, дома, как всегда, обрушились на меня с руганью, потом переходящей в нравоучение. Я, как всегда, пыталась что-либо придумать в своё оправдание, но меня быстро разоблачили, считая это очередной байкой - враньём. По этой части я имела буйную фантазию, которая не получала ходу, считалось, что всё, что я говорю, вымысел и легенда. Больше всего кричала слепая бабушка, беззубым ртом глотая воздух и при этом брызгаясь слюной во все стороны.

- Что на этот раз придумаешь? - орала она. - Скажи мне, где болталась? Что, речка вспять повернулась или вовсе высохла? Распустила тебя мать, за тобой контроль нужен, сколько раз тебе говорила, твой путь не должен отклоняться ни во времени, ни в пространстве? Я представляю, что ты будешь делать, если вдруг Всевышний заберёт меня. Вот тогда твои вожжи надо передать хорошему седоку, чтоб ни влево, ни вправо, ни шагу.
Я была очень возмущена, что, не выслушав настоящей правды от меня, так меня оговорила бабушка. Порядком устав от её нравоучений, осмотревшись по сторонам и заметив, что поблизости нету матери, я подошла к ней и тихо сказала:
- Может, вы ещё в своём завещании кому-то передадите меня на воспитание? Ну что же, я согласна, только когда вы, бабушка, собираетесь умереть?
И что тут было: она кричала как ошпаренная, прибежала мать с Раей, кинулись к ней.
- Что случилось? - спрашивала мать, без конца поглаживая бабушкины иссохшие от старости и времени руки.
- Ты послушай, что мне твоя дочь говорит, послушай. Кто же её после таких слов замуж возьмёт, если я озвучу её слова. А я так сделаю, пусть она останется в старых девах, в самом постыдном унижении для чеченской девушки. И с кем она уживётся с таким змеиным языком.

Я закрыла уши пальцами, а её рот ещё долго и смачно выдавал много всего в мой адрес. Затем начиналась знакомая процедура разборок с матерью, где мне в пример приводили всех, начиная с Раи и заканчивая самой маленькой сестрой. Оправдания, что бабушка меня вынудила, не принимались. Вслед за этим бывал шаг прощения и, по желанию бабушки, примирение. В данный момент было отступление от правила, мне пришлось дорогой ценой заплатить за пререкания. Бабушка хотела, чтоб меня наказали, а мать безропотно исполняла её желание.

Наказание было суровым. Всю постель, что имелась в доме, нужно было вывесить на солнце для проветривания. Это входило если не в обычай, то в правило у всех чеченцев. Весной, с первым солнышком, все перины, подушки, одеяла должны вывешиваться у хорошей хозяйки. Мало того, их надо без конца переворачивать, взбивать и сторожить при ярком солнце, чтоб не потеряли цвет. Подушки бывали у матери из чистого гусиного пуха, она была в этом деле большой спец. Взяв любую подушку одной рукой, она определяла качество пуха. Здесь добавлено перо - говорила она.

Одеяло мать шила сама, не доверяя тем, что продаются на базаре. Брала для них только верблюжью шерсть, несколько раз стирала её, сушила, затем мы долгими ночами чесали её. И как я ненавидела всех верблюдов за то, что мне приходилось сидеть, засыпая, чесать эту шерсть. Особое внимание нужно было уделять постели, что предназначалась для гостей. Гости могли пожаловать в любое время. А постель их отличалось: и качеством получше, и на вид богаче. Лучший кусок мяса, и сладости, и фрукты - для гостей. На этот случай у нас под навесом стоял старый шкаф, в который без конца мать откладывала еду. Бывало, что продукты, не дождавшись гостя, теряли вид, и они переходили в наш рацион, а паёк гостя пополнялся новыми продуктами.

Однажды, дело было зимой, мать после очередного возвращения с базара принесла очень вкусные яблоки. Началась делёжка: зимой цены на такой товар высокие, много не купишь.
- К тому же семья наша большая, и потом, чем деньги переводить на яблоки, лучше мяса купить, - говорила мать.
А я так не считала, яблоки были такие на вид сочные, что во рту слюны целый океан. Делёжка была несправедливая, на мой взгляд. "Самое большое - это по справедливости для отца, но зачем бабушке яблоко, чуть ли не с её голову" - недоумевала я. Следом шли несуществующие гости, которым полагалась не меньшая доля. Затем пошли малыши, которым вручали кому два, а кому и три штуки. А нам, взрослым, всем троим по маленькому яблочку, видно, матери дали их в довесок. Но выражать недовольство будущим чьим-то снохам, к роли которых нас готовили чуть ли не с рождения, не полагалось. Может, в большую семью попадете, и кушать, может будет, не хватать? На всё надо иметь "собар" (это терпение и выдержка по-чеченски), которое в шкале ценностей стоит на первом месте. Наконец, закончив со своим, я изъявила желание натереть бабушке яблоко на тёрке. Считая себя обделённой и в отместку за наказание, я решила пол- яблока скушать. А в ушах стоял голос матери:
- Смотрите, бабушка незрячая, что малое дитя, ей в первую очередь и самый хороший кусок полагается. Иначе будете в ответе перед Всевышним!
- Ничего себе, малое дитя, это дитя всех в упряжке держит, - думала я. И ещё утешала себя тем, что отомстила бабушке за своё наказание. Самое интересное, что бабушка любила кушать яблоко с хлебом. И целое яблоко для неё было бы многовато. Справившись с заданием, я решила рассказать то, что мне пришлось увидеть. Наконец все готовы были меня выслушать, а главное бабушка, я начала рассказывать причину своей задержки. Была масса внимания. Особенный интерес проявляла бабушка:
- Это похоже на прощение кровника.
Такое она не смогла бы придумать даже при большем желании.
- А ну-ка, пойди к соседям и узнай, не сына Ушурмы ли простили, - отдала приказ моей матери бабушка.
Та сразу кинулась его выполнять. Никогда: ни в нашу бытность в Казахстане, ни по приезду домой - ничего не слышавшие о кровной мести, мы, пользуясь временем, пока ждали мать, начали просить бабушку рассказать нам про этот суровый чеченский обычай. Она, как всегда, начала с легенды, которую, оказывается, знала и по этому поводу.

- В давние времена, - как обычно, начала бабушка, - люди не знали, что такое Кровная месть. Некий человек нещадно и по малейшему поводу убивал людей. Убив кого-либо, он уезжал из этого села, никто его не преследовал и не наказывал. И так он бесчинствовал во многих местах, совершая злодейства, загубив много безвинных людей. Однажды Ангелы прилетели с неба, решив прекратить душегубство. И решено было ввести среди людей Кровную месть. Одному мужчине, у которого был убит брат, они внушили, что убийцу необходимо покарать и тем самым защитить людей. Мужчина прикончил этого душегуба, и люди уже стали остерегаться убивать кого-либо, боясь справедливого возмездия. С тех пор повелось, что чеченцы строго придерживаются Кровной мести, и сегодня ты стала свидетелем примирения кровников, - закончила она.

Суть легенды проста: в очень далёкие времена хаос и самовластие, царившие при анархии, предотвращала именно кровная месть. Меня это очень воодушевило, словно моё присутствие сыграло в этом деле положительную роль. Тут прибежала наша мать со всеми свежими новостями. Оказалось, что прощённый оказался сыном Ушурмы, который, как полагается, после случившегося сразу покинул селение со всей роднёй, схоронившись в недоступном месте, бросив всё имущество вместе с домом и со всем хозяйством. Убийство было не умышленное, а случайное.
- Характер убийства играет большую роль при примирении, - сказала бабушка. - Сын Ушурмы Солтмурад решил из охотничьего ружья, выстрелив по воронам, спугнуть их, но пуля рикошетом отскочила и попала в невинную жертву. Юноша возился в огороде и даже понять, говорят, не успел, что с ним случилось, как Всевышний забрал его душу. Очень хорошо, что всё закончилось примирением, - сказала она.
На этом было решено не тратить больше времени зря, а включиться в обыденные домашние дела. Но на наши детские души это событие произвело сильное впечатление, и теперь мы знали всё о кровной мести.

http://www.aphorisms.ru/afor.5.lutchie%20a.../avtor1042.html
Вернуться в начало страницы
0
+Ответить с цитированием данного сообщения
Горыныч
сообщение 28.10.2008, 14:34
Сообщение #2


Критик сцуко
Иконка группы

Группа: Общественный совет
Сообщений: 5495
Регистрация: 25.6.2007
Пользователь №: 6
Рейтинг: 1239
Поставил плюсов: 523
Поставил минусов: 44



Еле осилил,интересные статьи


--------------------
Не поговорить с человеком, который достоин разговора, - значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора не достоин, - значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.
Вернуться в начало страницы
0
+Ответить с цитированием данного сообщения
Mrak
сообщение 28.10.2008, 14:58
Сообщение #3


доцент МВ
Иконка группы

Группа: Координационный совет
Сообщений: 13140
Регистрация: 9.12.2007
Из: СПб
Пользователь №: 520
Рейтинг: 27028
Поставил плюсов: 21326
Поставил минусов: 120



кровная месть, дуэли и прочее - вещи очень правильные, если не доводить до абсурда и фанатизма....


--------------------
Нет смысла спорить с человеком настолько тупым, что он даже не видит,
что вы компетентнее.
Вернуться в начало страницы
0
+Ответить с цитированием данного сообщения
К-222
сообщение 29.10.2008, 18:45
Сообщение #4



Иконка группы

Группа: Общественный совет
Сообщений: 8212
Регистрация: 30.7.2007
Пользователь №: 2
Рейтинг: 3585
Поставил плюсов: 1349
Поставил минусов: 14



28.10.2008, 15:36:06 Версия для печати | PDA/КПК


Оперативники на месте одного из покушений в Ингушетии. Кадр телеканала "Россия", архив



Сезон охоты

В Ингушетии продолжаются покушения на родственников Зязикова и сотрудников милиции

Последние месяцы в Ингушетии стало на редкость неспокойно. И пары дней не проходит без сообщений о громких убийствах на территории республики. Причем под ударом оказались родственники президента Ингушетии Мурата Зязикова, его бывшие приближенные, высокопоставленные чиновники и сотрудники правоохранительных органов.

Для формирования картины происходящего в Ингушетии в последнее время обратимся к сводкам информагентств за последние десять дней (которые, надо сказать, выдались довольно показательными).

Итак, 18 октября 2008 года в Сунженском районе Ингушетии была обстреляна колонна военнослужащих. Трое солдат погибли, 9 получили ранения, нападавшим удалось скрыться. В этот же день в том же районе из автоматического оружия было обстреляно кафе. Никто не пострадал. Вечером 19 октября в районе населенного пункта Яндыры в Назрановском районе из снайперской винтовки обстреляли пост милиции. Никто не пострадал, стрелков не нашли. В ночь на 20 октября в Малгобеке из гранатомета был обстрелян дом милиционера. Как и в предыдущем случае, ни жертв, ни задержаний.

24 октября главные новости из Ингушетии поступали из станицы Орджоникидзевская все того же Сунженского района. Неизвестные в масках напали на местный зал игровых автоматов. Его посетителей, в общей сложности около пятнадцати человек, увезли в неизвестном направлении. Преступники еще и отобрали табельное оружие у прибывшего на место происшествия милиционера, а также угнали пять автомобилей, припаркованных возле салона. Нападавших, как и заложников, не нашли. Через некоторое время после нападения была застрелена из автоматического оружия жена замглавы администрации Орджоникидзевской. Убийцы скрылись.

Утром 25 октября в Назрани был застрелен начальник межрайонного отдела по борьбе с кражами и угонами автотранспорта. Незадолго до этого с огнестрельными ранениями был госпитализирован другой сотрудник милиции - в него, предположительно, стреляли из снайперской винтовки. На следующий день в столице Ингушетии был взорван автомобиль замминистра экономики республики Арсамака Зязикова, родственника Мурата Зязикова. Чиновник выжил, однако получил серьезные ранения. Также были ранены помощник президента Саид Котиев и начальник республиканской электросвязи Тимур Марзиев. Исполнители неудавшегося покушения? Не найдены.

27 октября станица Орджоникидзевская снова напомнила о себе. Утром в понедельник был предотвращен взрыв у здания прокуратуры. Бомба была заложена в припаркованном у прокуратуры автомобиле, саперам удалось обезвредить взрывное устройство. Через некоторое время в Орджоникидзевской все же произошел взрыв - был подорван автомобиль Назира Евлоева, бывшего руководителя пресс-службы МВД Ингушетии и дальнего родственника убитого в августе 2008 года оппозиционера Магомеда Евлоева. Экс-начальник пресс-службы МВД получил тяжелые ранения и был госпитализирован. Вечером того же дня в Назрани было совершено покушение на еще одного родственника Мурата Зязикова - инспектора ГИБДД Закре Зязикова. Преступники обстреляли милиционера из автоматического оружия и скрылись.

Наиболее вероятно, что причиной по крайней мере части всех этих происшествий могут быть распри между кланами Зязиковых и Евлоевых. Косвенным подтверждением этого могут служить слова Яхьи Евлоева, отца Магомеда Евлоева, который возложил ответственность за гибель сына на руководство республики. Яхья Евлоев пообещал, что Мурат Зязиков и глава МВД Ингушетии Муса Медов "ответят за убийство сына по ингушским адатам" и что "им обоим объявлена кровная месть и ни один из них не уйдет от ответственности". При этом после очередных покушений на Зязиковых родственники Евлоева и его соратники начинают твердить, что к случившемуся они никакого отношения не имеют. В любом случае, никаких задержаний в связи с покушениями на жизнь Зязиковых не было, и доказать причастность Евлоевых к этим преступлениям правоохранительным органам не удалось.

Менее понятно, что вообще происходит в Сунженском районе и упомянутой Орджоникидзевской. Перечисленные в этой статье инциденты - далеко не уникальны, и район можно назвать одним из самых неспокойных в Ингушетии. Объектами нападений преступников становятся чиновники, военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов. Судя по частоте и результатам нападений, действующая в Сунженском районе сила местным милиционерам пока не по зубам.

Иван Александров

http://lenta.ru/articles/2008/10/28/unrest/
Вернуться в начало страницы
0
+Ответить с цитированием данного сообщения
К-222
сообщение 4.8.2010, 18:43
Сообщение #5



Иконка группы

Группа: Общественный совет
Сообщений: 8212
Регистрация: 30.7.2007
Пользователь №: 2
Рейтинг: 3585
Поставил плюсов: 1349
Поставил минусов: 14



Убийцу владельца "Ингушетии.ру" застрелили в кафе
04.08.2010


Ибрагим Евлоев

Убийцу ингушского оппозиционера застрелили в кафе

Бывший начальник охраны главы МВД Ингушетии Ибрагим Евлоев, осужденный на два года ограничения свободы за убийство владельца оппозиционного сайта "Ингушетия.ру" Магомеда Евлоева, был убит одном из кафе в центре Назрани, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на республиканское управление Следственного комитета при прокуратуре.

Инцидент произошел в среду, 4 августа, у кафе "Восточная сказка" на улице Муталиева, в 16:15 по московскому времени. Неизвестные из автоматов обстреляли Ибрагима Евлоева и сотрудника отделения собственной безопасности МВД республики Беслана Албогачиева. Евлоев от полученных ранений скончался, Албогачиев получил тяжелые ранения. Сведений о личности и мотивах нападавших не поступало.

Яхъя Евлоев, отец оппозиционера, за убийство которого был осужден Ибрагим Евлоев, заявил агентству, что его семья непричастна к гибели милиционера. Также он отметил, что у убитого было много недоброжелателей.

Ибрагим Евлоев был осужден за непредумышленное убийство владельца оппозиционного сайта в декабре 2009 года на два года колонии, однако впоследствии приговор был смягчен до двух лет ограничения свободы. Такое наказание схоже с домашним арестом, который применяется как мера пресечения для задержанных и подозреваемых в преступлениях.

Магомед Евлоев погиб 31 августа 2008 года. Его везли на допрос в отделение милиции, однако, согласно вердикту суда, Ибрагим Евлоев случайно выстрелил владельцу "Ингушетии.ру" в голову. Родственники Магомеда Евлоева не были согласны с выводами следствия и настаивали, что убийство оппозиционера было умышленным.

http://lenta.ru/news/2010/08/04/killed/

p.s. При конвоировании 31 августа 2008 года, по версии следствия, табельный автоматический пистолет Стечкина, закреплённый за И. Евлоевым случайно выстрелил в голову М. Евлоева.

Вернуться в начало страницы
+2
+Ответить с цитированием данного сообщения
nrJ
сообщение 4.8.2010, 20:14
Сообщение #6


nrJ
Иконка группы

Группа: Общественный совет
Сообщений: 2554
Регистрация: 9.3.2010
Пользователь №: 16661
Рейтинг: 12395
Поставил плюсов: 12546
Поставил минусов: 200





Цитата(К-222 @ 4.8.2010, 19:43) *
p.s. При конвоировании 31 августа 2008 года, по версии следствия, табельный автоматический пистолет Стечкина, закреплённый за И. Евлоевым случайно выстрелил в голову М. Евлоева.


о как бывает оказывается... 27.gif

Вернуться в начало страницы
+2
+Ответить с цитированием данного сообщения

Быстрый ответОтветить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

> Быстрый ответ
Полужирный
Курсив
Подчеркнутый
Вставить изображение
Смайлики
Цитата
Код
 
 Отправлять уведомления об ответах на e-mail |  Включить смайлики |  Добавить подпись
   

 



Our tours in St Petersburg include most popular sights and activities • migalki.net - фотогалерея автономеровХостинг картинокГослото