IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
> Драгоценная карта СССР

dumeter
сообщение 1.12.2011, 19:23
Сообщение #1


dumeter
Иконка группы

Группа: Общественный совет
Сообщений: 5024
Регистрация: 6.10.2009
Пользователь №: 13153
Рейтинг: 48744
Поставил плюсов: 51826
Поставил минусов: 279







Драгоценная карта СССР


В 1937 году СССР удивил весь мир роскошью, величием и блеском социалистического ювелирного богатства. На Всемирной выставке в Париже в Советском павильоне, было впервые продемонстрировано огромное драгоценное панно – карта СССР, выполненная из рубинов, алмазов, аметистов и множества других драгоценных и полудрагоценных уральских камней.

Панно размером 5910 х 4500 мм (26,6 м2 ) – это точная географическая карта СССР масштаба 1:1 500 000, состоит из 98 секций, членение которых произведено по линиям параллелей и меридианов с шагом в 10 градусов. С помощью винтовых соединений секции закреплены на каркасе, состоящем из 27 дюралюминиевых тюбингов. Вес карты – 3 500 кг.
. Мозаичный набор выполнен из 45 000 пластин яшмы, лазурита, амазонита и родонита, изначально наклеенных на текстолитовую основу. Города и населенные пункты обозначены позолоченными серебряными звездами со вставками из искусственных рубинов. Линии параллелей, меридианов, железных дорог и все географические названия выполнены из платинированного серебра. В накладном декоре использованы ограненные аквамарины, искусственные рубины, топазы, фенакиты, горный хрусталь, благородный опал.
Панно выполнено в технике флорентийской (территория СССР) и русской (территории зарубежных стран и акватории) мозаики. Пластины цветного камня толщиной 4-6 мм, изначально были наклеены на текстолитовую основу толщиной 20 мм.
На карте ограненными и кабошонированными ювелирными и ювелирно-поделочными камнями были обозначены все крупные промышленные объекты Советского Союза. Камни были оправлены в позолоченные касты из платинированного серебра; из этого же металла выполнены все географические названия, железные дороги, линии параллелей и меридианов.

Изначально планировалось приурочить создание карты к советской выставке «Индустрия социализма», посвященной 20–летию СССР, но приглашение на всемирную выставку в Париж сдвинуло все планы на полгода. Мастера стали трудиться день и ночь, в несколько смен, чтобы поспеть в срок, а курировал создание драгоценной карты лично нарком тяжелой промышленности СССР Орджоникидзе.


Одновременно с драгоценной картой были созданы и рельефные мозаичные гербы Союзных республик и герб СССР, которые также экспонировались в Париже и Нью-Йорке.
Все крупные города на карте обозначались драгоценными и полудрагоценными камнями, оправленными в позолоченное серебро.

Столица СССР - Москва обозначалась в виде рубиновой звезды с серпом и молотом, которые были украшены 17 алмазами, Ленинград – самым дорогим александритом, а Северный полюс – отменным по чистоте и красоте бриллиантом. Драгоценными камнями на карте были обозначены и все великие стройки СССР того времени, которые позже, во время постоянного экспонирования выставки в Эрмитаже демонтировали, дабы не вовлечь в соблазн шпионов вражеских разведок.


Названия всех шестнадцати столиц союзных республик были выполнены из натуральных изумрудов (1095 камней).

До 1988 года драгоценное панно можно было увидеть в Эрмитаже, где оно находилось все эти годы за исключением выставочного турне в Париж, Нью–Йорк и военные годы, когда богатства Эрмитажа предположительно, были бережно вывезены в Свердловск.
"Хоть она и перевозилась, и хранилась в сейфах, абсолютно ничего не пропало. Случай в наше время удивительный, но это факт", - говорит Олег Петров, генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского геологического института.

Интересно, но во время Великой Отечественной войны Сталин категорически запретил использовать богатства Эрмитажа для закупок вооружения и боеприпасов советской армии, хотя такие предложения поступали неоднократно.

Сейчас драгоценную карту СССР реставрируют мастера знаменитой Царскосельской янтарной мастерской.


Сначала крупным абразивом, потом помельче и лишь затем полировка. Чтобы довести до блеска всего несколько квадратных дециметров каменной поверхности, у станка приходится стоять по несколько дней. За два года специалистам янтарной мастерской в Царском Селе удалось продвинуться с запада на восток всего на несколько метров. Но финал работы уже близок.



Всей картины сразу реставраторы не видят, кусочки мозаики им привозят в специально сконструированных чемоданах. Для каждого фрагмента - свой кейс. Чтобы отреставрировать самое большое в мире панно, изготовленное в технике флорентийской мозаики, пришлось даже разрабатывать новую технологию особо бережного обращения с камнем. Такой тонкой работы, признаются мастера, они не видели даже у памятников эпохи Возрождения.
"Все каменные пластинки подогнаны друг к другу с максимальной точностью, и, если посмотреть на картину в уменьшенном варианте, то это практически живопись", - говорит реставратор Царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов.

Олег Петров, генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского геологического института:
- Нам говорили, что когда панно вывозилось, его страховая стоимость была около 140 миллионов долларов.
Сложно поверить, что вся эта гигантская работа была проделана за какие-то 6 месяцев. Зимой 1937 года мастеров собирали по всему Советскому Союзу. почти 700 человек, переведенных на казарменное положение, без выходных воплощали победную поступь социалистической индустрии.
Это искусственный рубин. Из него изготовлены звезды на гербах союзных республик и обозначены крупнейшие города Советского Союза на карте. Это единственный синтетический камень на этом панно. И дело вовсе не в экономии. В 1937 году рукотворный камень - одно из величайших достижений советской науки. Что-то вроде современных нанотехнологий. Из него, кстати, изготовлены и знаменитые кремлевские звезды.
На всемирной выставке 1937 года в Париже панно получило Гран-при. Но уже через 2 года в Нью-Йорке посетители увидели его модернизированный вариант. Чтобы выложить топазами маршрут полярного дрейфа папанинцев, мозаику увеличили еще на метр. В 1940 - новые изменения. Вслед за освободительными походами Красной армии границы пришлось срочно двигать на запад.

Работали на совесть, говорят реставраторы сегодня. Но подвел материал, из которого делали основу. Текстолит со временем стал просто расслаиваться, угрожая уникальной мозаике. Сейчас основу меняют на сланец. И в таком виде, уверяют специалисты, даже спустя много веков можно будет воочию увидеть, что за страна такая была - Советский Союз.

А теперь перенесёмся в 30-е годы прошлого века и поподробнее рассмотрим историю создания карты. Нам поможет в этом деле сайт Центрального научно-исследовательского геологоразведочного музея имени академика Ф.Н. Чернышева (ЦНИГР Музей).
Итак,
Мозаичное панно «Индустрия социализма»
Идея создания карты индустриализации страны возникла в 1936 г. в период подготовки к 20-ой годовщине Октябрьской Революции. Карта была создана за 11 месяцев и в мае 1937 г. экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, а в апреле 1939 г. - на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В 1946 г. карта была передана в Государственный Эрмитаж и экспонировалась в Георгиевском зале вплоть до 1982 г., а в 1987 г., в соответствии с приказом Министерства культуры, передана на постоянное хранение в ЦНИГР музей им. акад. Ф.Н. Чернышева.

Несмотря на обилие восторженных газетных публикаций и упоминаний в таких изданиях, как «История русского искусства» или «Советское декоративное искусство 1917-1945 гг.», история памятника практически не исследовалась. Встречающиеся в литературе описания карты лишь повторяют информацию, приведенную в изданной в 1941 г. книге А.Е. Ферсмана «Очерки по истории камня».
Идея создания панно принадлежала Г.К. Орджоникидзе: карта должна была стать прологом к Всесоюзной художественной выставке «Индустрия социализма», готовившейся к 20-летию Октябрьской революции.
Изготовление Карты было поручено Тресту «Русские самоцветы» Наркомата местной промышленности РСФСР. Работы производились на Ленинградском заводе по обработке камней-самоцветов (набор мозаики, огранка камней и вся ювелирная работа), Свердловской гранильной фабрике (резка пластин для набора мозаики и огранка камней) и Петергофском заводе технических камней (резка пластин для мозаики).
Работа над созданием Карты началась 3 мая 1936 г. Макет был выполнен на 2-ой Московской картографической фабрике. Художественная разработка проекта принадлежала руководителю мозаичного отдела Академии художеств Я.А. Фролову, художникам П.А. Скворцову и А.З. Данилочкиной, которая непосредственно осуществляла подбор камней для мозаики.


В конце 1936 г., в разгар работы над картой, было принято решение представить ее на Всемирную выставку в Париже в мае 1937 г. До открытия выставки оставалось всего пять месяцев, и сроки изготовления карты были сокращены на полгода. В Ленинград срочно были командированы большие группы мастеров-камнерезов из Свердловска и Петергофа. Только набором мозаики было занято 150 человек, всего же в изготовлении Карты участвовало 667 человек; все это время рабочие находились на казарменном положении. В середине апреля 1937 г. работы были завершены. Лев Кассиль, присутствовавший при ее пробном монтаже в Москве, опубликовал большую статью о Карте, «равной которой нет, и не было в мире».
Одновременно с картой были изготовлены рельефные мозаичные гербы 11 существовавших в то время Союзных республик и герб СССР, которые экспонировались в Париже и Нью-Йорке. Гербы Прибалтийских республик и Молдавии так и не были выполнены в камне.

24 мая 1937 г. под девизом «Искусство и техника в современной жизни» открылась Всемирная выставка в Париже. Панно «Индустрия социализма» экспонировалось в первом зале советского павильона, посвященном Конституции СССР, и заслужило массу восторженных отзывов. «Карта СССР – писал корреспондент парижской газеты – самый изумительный экспонат не только советского павильона, но и всей парижской выставки. Тысячи посетителей стоят часами около нее». Решением жюри Выставки панно, также как и скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница», были награждены дипломами «Гран-при».



Такой успех предопределил дальнейшую судьбу карты: было решено демонстрировать ее на Всемирной выставке в Нью-Йорке, тем более, что выставка «Индустрия социализма», где она должна была послужить «как бы введением к развернутому показу отдельных строек, заводов и городов», в 1937 г. не состоялась.
Планировалось, что после возвращения из Нью-Йорка карта будет размещена в главном вестибюле «Дворца Советов», который предполагалось построить на месте снесенного храма Христа Спасителя.


Однако, для демонстрации успехов индустриализации в 1937-1938 гг. требовалось внесение дополнений в нагрузку. Поэтому на панно дополнительно были нанесены около 1000 новых обозначений промышленных объектов, а все надписи были переведены на английский язык. Кроме того, чтобы показать завершившийся в феврале 1938 г. дрейф экспедиции Папанина, пришлось надстроить верхнюю часть панно на 750 мм. При этом нарушилось композиционное равновесие панно - произошло «сползание» основного декоративного пятна вниз. Такая дисгармония компенсировалась чисто художественными средствами: в нарушение географических канонов северная часть Ледовитого океана была набрана постепенно светлеющим лазуритом, что стало впоследствии трактоваться как изображение ледяных торосов. Работы по реконструкции панно были вновь поручены Ленинградскому заводу Треста «Русские самоцветы». Карту обрамляла рама из белого мрамора, увенчанная Государственным гербом СССР. Серп и молот были выполнены из уральских фенакитов в серебряной оправе.

Открытие Всемирной выставки в Нью-Йорке состоялось 30 апреля 1939 г.; павильон СССР был открыт для посетителей 17 мая. В корреспонденциях из Нью-Йорка среди наиболее привлекательных экспонатов часто упоминалась и мозаичная карта.



23 апреля 1940 г. состоялась приемка Карты комиссией Комитета по делам искусств СНК СССР от администрации советского раздела Международной выставки. Перечисленные в акте передачи повреждения, появление в составе СССР новых республик (Прибалтийских государств, Западной Украины, Западной Белоруссии и Бессарабии) и изменение положения границы между СССР и Финляндией требовали проведения реставрационных работ. Работы по реставрации и реконструкции Карты вновь были поручены Ленинградскому заводу Треста «Русские самоцветы».

Где находилось панно с 1940 по 1946 гг., достоверно не известно. В каталоге Всесоюзной художественной выставки «Индустрия социализма», открывшейся 18 марта 1939 г. в Москве, в качестве одного из разделов анонсировалась «Карта СССР из мозаики и самоцветных камней». Однако в это время карта еще находилась в Нью-Йорке.
В газете «Известия» от 4 марта 1941 г. была помещена следующая заметка: «Карта из самоцветов. Сегодня на выставке "Индустрия социализма" открывается для всеобщего обозрения грандиозная мозаичная карта СССР, выполненная из самоцветов и драгоценных камней. Эта карта побывала на всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке. Недавно она была подвергнута реконструкции. На карту нанесены новые советские республики».

По некоторым данным, в течение Великой Отечественной войны панно в разобранном виде хранилось на Урале, в Екатеринбурге. Однако документальных подтверждений ни той, ни другой информации нет.
В 1946 г., по распоряжению Совета Министров СССР, уникальный экспонат был передан в Государственный Эрмитаж. Экспозиционный план музея предусматривал превращение Георгиевского зала в зал Советского Союза с установленной на тронном подиуме мозаичной картой СССР. При проведении реставрационных работ было решено восстановить карту как политико-административную, сняв с нее условные обозначения промышленных предприятий. Работы проводились в 1947-1948 гг. Художественным ремесленным училищем № 24.

2 мая 1948 г. состоялось торжественное открытие Георгиевского зала. Панно экспонировалось в Эрмитаже до 1982 г. В течение этого времени проводились лишь профилактические реставрационные работы и вносились отдельные изменения, связанные с переименованием или возникновением новых городов. В 1982 г., в связи с капитальным ремонтом Георгиевского зала, карта была демонтирована.



В 1987 г., по инициативе директора Всесоюзного Геологического института (ВСЕГЕИ) А.И. Жамойды и директора Эрмитажа Б..Б. Пиотровского, в соответствии с приказами Министерства культуры и Министерства геологии СССР, карта была передана на постоянное хранение в ЦНИГР музей им. акад. Ф.Н. Чернышева.

Перед установкой карты в ЦНИГР музее с октября 1988 г. по июнь 1989 г. сотрудниками Ленинградской мастерской художественной обработки камня были проведены работы по очистке, укреплению и восстановлению утрат мозаичного набора. С карты были сняты выполненные из изумрудов названия столиц Союзных республик и надпись «Ленинград» из александритов. Кроме того, был отреставрирован рельефный мозаичный герб СССР; oстальные 11 гербов Союзных республик реставрации не подвергались.

К сожалению, время и особенности поведения нового на то время материала - текстолита, привели к заметному ухудшению состояния этого уникального произведения искусства. В 2006 г. специалисты «Царскосельской янтарной мастерской» провели пробную реставрацию одной из секций панно. В 2007 г. было проведено заседание Межведомственного художественно-методического совета, состоявшего из экспертов ВСЕГЕИ, Государственного Эрмитажа, ГМЗ «Царское село», Горного музея СПбГИ и «Царскосельской янтарной мастерской», который установил, что из-за отслаивания мозаичного набора на значительной площади, вызванного деформацией текстолитовой основы, панно находится в аварийном состоянии и требует срочной реставрации.
Для предотвращения утраты этого шедевра, руководством института было принято решение о проведении реставрации панно. Программой работ предусмотрены посекционный перенос мозаичного набора на новую сланцевую основу, а также восстановление первоначального облика панно с возвращением на него накладного декора из драгоценных и поделочных камней, обозначающих промышленные предприятия и месторождения полезных ископаемых, а также изумрудные названия столиц Союзных республик.
Поэтапная реставрация панно ведется «Царскосельской янтарной мастерской» с 2008 г., и посетители музея уже могут видеть ее впечатляющие результаты.


Цветовая гамма мозаичного набора отвечает принятым для географических карт канонам обозначения высот над уровнем моря. Основным поделочным камнем, использованным для отображения рельефа, стала уральская яшма (месторождения Гора Полковник, Маломуйнаковское и Старомуйнаковское). Из пестроцветной и однотонной яшмы выполнена почти вся территория СССР и территории сопредельных государств; «сургучная» яшма использована для одной из четырех полос государственной границы СССР.

Такого количества сортов яшм, по словам принимавшего участие в создании панно старшего мастера В.А. Семенова, ему не доводилось видеть. «Это было лучшее – вспоминал он – из того, что я когда-либо создавал из камней Урала. Словно книгу прочитал о своей стране. Увидел необозримую, могучую Родину, и думал я, работая над этой картой, что все это мое. Моя страна, мои богатства, мои заводы, мои леса, города, села. Я хозяин этой страны!».

Яшма – поделочный камень, горная порода, сложенная в основном кварцем и халцедоном. Разнообразие окраски вызвано присутствием в породе примесей различных минералов - эпидота, актинолита, хлорита, слюды, пирита, окислов и гидроокислов железа и марганца и др. Академик А.Е. Ферсман писал: «Я не знаю другого минерального вида, который был бы более разнообразен по своей окраске, чем яшма; все тона, за исключением чисто синего, нам известны в яшме и переплетаются они иногда в сказочную картину». Яшмы получили многочисленные торговые наименования в зависимости от расцветки, рисунка или месторождения, например ленточная, полосчатая, парчовая, пейзажная, сургучная, копеечная, ашкульская, мулдакаевская яшма и т.п. Название происходит от греческого «яспис» - «пестрый» или «крапчатый» камень.

Низменные участки суши и речные долины на карте выполнены из уральского (Ильменские горы) амазонита.
Амазонит (Rb,Sr)KAlSi3O8 – голубовато-зеленая разновидность калиевого полевого шпата (микроклина). Назван по реке Амазонке. Амазонит практически никогда не бывает однородным по цвету: в нем в виде пятен встречаются белые вростки натриевого полевого шпата - альбита.

Для показа акваторий в мозаичном наборе использован лазурит Мало-Быстринского, Прибайкалье (океаны и моря), Лянджвардаринского, Таджикистан, Памир (северные акватории) и Бадахшанского, Афганистан (реки и крупные озера) месторождений.

Лазурит или ляпис-лазурь Na6Ca(AlSiO4)6(SO4,Cl2S,)2 – непрозрачный минерал от синего до голубовато-серого или зеленовато-серого цвета. Лучшими считают камни сочно синие или сине-фиолетовые, а также насыщенно голубые. Название камня происходит от арабского слова «азул» - «небо», «синева».

Государственная граница СССР обозначена широкой четырехслойной - три слоя родонита (месторождение Мало-Седельниковское, Урал) и один слой сургучной яшмы полосой.
Родонит или «орлец» (Mn,Fe,Ca)5Si5O15 – минерал, образовавшийся в особых условиях на контакте магмы с осадочными породами, богатыми марганцем. Обособления чистого родонита невелики и в камнерезном деле используется родонитовая порода, в которой кроме одноименного минерала, присутствует большое количество различных марганцовых минералов. Цвет - розовый, вишнёво-розовый или малиновый, иногда с переходом в буроватый. Название произошло от древнегреческого «родон» - «роза».

Основа для таблицы условных обозначений выполнена из кахолонга (Узбекистан, Тасказганское месторождение).

Кахолонг - непрозрачная фарфоровидная разновидность халцедона молочно-белого цвета. Название произошло от калмыцких слов «кахе» - «река» и «халонг» - камень.

Ледники на вершинах гор выполнены из благородного опала месторождения Червеница в Венгрии.

Опал - SiO2•nH2O - твердый природный гидрогель кремнезема, широко используемый в ювелирном деле. В зависимости от примесей цвет опала может быть белым, жёлтым, красным, коричневым, голубым, зелёным и даже чёрным. Для благородных опалов характерны полупрозрачность и радужный перелив цветов (опалесценция). Название произошло от санскритского «упала» - «камень».

Северный морской путь на карте обозначен 630 ограненными аквамаринами из месторождения Шерлова Гора в Забайкалье; из них же выполнены Беломоро-Балтийский и Ферганский каналы.


Аквамарин - Be3Al2Si6O18 - разновидность берилла ярко-голубого, голубовато-зелёного, зеленовато-синего или серо-голубого цвета, содержащая Fe2+. Название ввел Беотиус де Боот в 1609 году, связав цвет минерала с цветом морской воды: латинское «aqua marina» - «морская вода».

Дрейф экспедиции И.Д. Папанина «Северный полюс 1» показан крупными уральскими фенакитами и украинскими (Волынское месторождение) топазами, а его начальный и конечный пункты, так же как и полярные станции – серебряными звездами со вставками из горного хрусталя с Приполярного Урала. Красный флаг на Северном полюсе выполнен из искусственных рубинов, а складки на нем – из карельских (Шуерецкое месторождение) альмандинов.


Топаз - Al2[SiO4](F,OH)2 - полудрагоценный камень c разнообразной цветовой гаммой. Окраска может меняться от винно-желтой до голубой, розовой, золотистой, оранжевой. Чаще всего встречаются бесцветные кристаллы, иногда - полихромные, когда разные участки или зоны одного кристалла окрашены в разные цвета. Название получил по месту первой его находки на острове Топазиос (Топазион) в Красном море.

Фенакит - Be2(SiO4) - бесцветный, винно-жёлтый, розовый, бурый или бесцветный минерал. Впервые был обнаружен в XIX веке директором Екатеринбургской гранильной фабрики Яковом Коковиным на Урале. Подробное описание нового минерала было сделано в 1833 г. шведским геологом Н. Норденшельдом. Название произошло от греческого «фенакс» - «обманщик», т.к. по внешнему виду его легко спутать с кварцем.

Населенные пункты обозначены позолоченными серебряными звездами со вставками из искусственных рубинов; названия столиц союзных республик выполнены из натуральных ограненных изумрудов в позолоченных серебряных кастах.




Москва обозначена рубиновой звездой с серпом и молотом, украшенными 17 алмазами, надпись «Москва» выполнена из синтетических рубинов; а «Ленинград» - из александритов.



Изумруд - Be3Al2(SiO3)6 - драгоценный камень, хромсодержащая разновидность берилла, окрашенная в травянисто-зелёный цвет оксидом хрома или оксидом ванадия, иногда с примесью оксида железа. Идеальный изумруд - прозрачный камень равномерно распределённого насыщенного цвета. Главными критериями качества изумруда являются его цвет и прозрачность. Натуральные изумруды почти всегда имеют трещины и включения. Название произошло от персидского слова «зуммурунд» - «зеленый».

Александрит - (BeAl2O4) - ювелирная разновидность хризоберилла. Александрит меняет окраску от темной сине-зелёной, голубовато-зелёной, темной травяно-зелёной, оливково-зелёной при дневном свете до розово-малиновой или красно-фиолетовой, пурпурной при вечернем или искусственном свете. Назван в честь цесаревича Александра, в последствии российского императора Александра II.

Рубин - Al2O3 - разновидность корунда красного цвета; окраску минералу придаёт примесь хрома. По игре света и твердости уступает только алмазу. Стоимость природного рубина очень высока. Появление синтетических аналогов природных драгоценных камней, пригодных для огранки, связано с работами французского ученого О. Вернейля. В конце XIX века, применив методику плавки мелкодисперсной шихты в пламени кислородно-водородной горелки, он вырастил кристаллы рубина весом до 20 карат. Это открытие положило начало промышленному выращиванию синтетических монокристаллов аналогов драгоценных камней.

Линии параллелей, меридианов, железных дорог и все географические названия выполнены из позолоченного серебра; границы Союзных Республик обозначены двойной линией ограненных искусственных рубинов в серебряных позолоченных кастах.




Для предприятий различных видов промышленности и месторождений полезных ископаемых была разработана система дополнительных условных обозначений. Альмандинами были обозначены предприятия строительной промышленности и электростанции; аметистами - предприятия кожевенно-обувной и текстильной промышленности.
Альмандины


Аметисты


Горным хрусталем были отмечены предприятия бумажной промышленности; раухтопазами и золотистыми топазами - предприятия по переработке животного и растительного сырья и трубопроводы; изумрудами - предприятия лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Горный хрусталь

Раухтопазы


Изумруды

Для обозначения предприятий химической промышленности использовался лунный камень; металлургии и машиностроения - синтетические рубины.
Лунный камень

Синтетические рубины


Вставками из черной и белой яшмы в различных сочетаниях были обозначены месторождения различных полезных ископаемых.


Все камни были оправлены в серебряные позолоченные касты.
Альмандин - Fe3Al2(SiO4)3 - самая твердая и самая распространенная разновидность красных или красно-фиолетовых гранатов. Цвет альмандинов может быть вишнёвым, малиновым, фиолетовым и буро-красным. Ювелирными камнями считаются только прозрачные альмандины. Интенсивность оттенка зависит от количества соединений железа. Название минерала является искажённым словом «Алабанда» - так в Малой Азии назывался город, где издавна гранились эти камни.

Горный хрусталь - SiO2 - бесцветная прозрачная разновидность кварца. Чистые бездефектные кристаллы горного хрусталя встречаются относительно редко и высоко ценятся. Название произошло от греческого «кристаллос» - «лед», так как долгое время считалось, что горный хрусталь - это окаменевшие кристаллы льда.

Аметист - SiO2 - синяя, синевато-розовая или фиолетовая разновидность кварца. Красивый цвет обусловлен примесью органического красящего вещества. Название произошло от древнегреческого «аметистос» - «не пьяный», поскольку тогда считалось, что аметист предохраняет своего владельца от пьянства.

Раухтопаз (дымчатый кварц) - SiO2 – дымчатая, серая или коричневая разновидность кварца. Густота окраски обычно возрастает от основания кристалла к его вершине. Название произошло от немецкого «раух» - «дым» и древнегреческого «топазос» - «топаз», хотя к топазам никакого отношения не имеет.

Лунный камень (адуляр) - KAlSi3O8 - минерал группы калиевых полевых шпатов, разновидность ортоклаза. Название дано за сияющие голубые переливы (иризацию), причиной которых является тонкопластинчатое строение минерала. Иногда возникает эффект «кошачьего глаза». Синоним «адуляр» происходит от гор Адула в Швейцарии.

При изготовлении гербов Союзных республик кроме различных сортов яшмы, лазурита и родонита, были использованы также белый кварц, мраморный оникс, жадеит, нефрит, кварцит.
Герб РСФСР

Герб Украинской ССР

Герб Азерб. ССР

Герб Грузинской ССР

Герб Узбекской ССР

Фрагмент герба Армянской ССР. Кисть выполнена из молочного кварца, листья – из нефрита.

Мраморный оникс - плотный агрегат минералов кальцита или арагонита. Образуется путем послойного отложения из углекисло-кальциевых вод; поэтому он обычно имеет ленточный или концентрический рисунок с чередующимися молочно-белыми и окрашенными в мягкие тона цветными (зеленоватыми, розоватыми, золотисто-коричневыми) полосами (слоями).

Жадеит - Na(Al,Fe)Si2O6 - минерал группы пироксенов. Цвет от темно-зеленого до светлого зеленовато-серого. Изумрудно-зеленый полупрозрачный жадеит сорта «империал» относится к драгоценным камням. Название произошло от испанского «пьедра де хиджада» - «камень, лечащий почки».

Нефрит - Ca2(Mg,Fe)5Si8O22(OH)2 - скрытокристаллическая разновидность амфибола (актинолита, тремолита, антофиллита). Отличается исключительно высокой вязкостью: прочность нефрита соизмерима с высококачественными сортами стали. Цвет от почти белого, через все оттенки зелёного (желтоватый, травянистый, изумрудный, болотный), до почти чёрного. Окраска зависит от содержания железа и примесей хрома, марганца, никеля. Название произошло от греческого «нефрос» - «почка».

Кварцит - метаморфическая горная порода, состоящая в основном из кварца, сцементированного кремнистым цементом. Цвет белый до светло-серого. Белореченский кварцит отличается чередованием белых, желтых и розово-красных, плавно переходящих друг в друга, полос. Назван по р. Белой на Алтае.


После реставрации каждый фрагмент карты станет тяжелее на 7 килограммов. Но в целом это только облегчит музейное содержание уникального панно.
Тем временем в Большом зале музея Всероссийского геологического института возвращают на место Сибирь. Самое сложное - совместить железные дороги. Фрагменты заменяют по одному в течение последних пяти лет и в следующем году реставрацию, скорее всего, завершат. После чего карта, как и семьдесят лет назад, отправится на выставку в Америку. Теперь панно "Индустрия социализма" будет отражать не достижения промышленности, а успехи реставраторов. Есть у нее и научные перспективы: для создания карты были использованы алмазы из месторождений, которых уже нет - это были первые камни из тех, что нашли в Советском союзе.

3100x2304

Кстати, институт реставрирует минеральную карту на свои средства. В принципе, она одна может заменить едва ли не половину экспозиции геологического музея.
Ссылка
Ссылка
Ссылка
Центральный научно-исследовательский геологоразведочный музей имени академика Ф.Н. Чернышева (ЦНИГР Музей)
Ссылка
Фото:©ЦНИГР Музей, ©ИТАР-ТАСС/ Юрий Белинский, ©Liorelin

ЦНИГР музей имени академика Ф.Н. Чернышева

План экспозиции (2796х2160)

Адрес музея: Санкт-Петербург, Россия, 199106, В.О., Средний проспект 74
Телефон/факс: (812) 321-5399


Сообщение отредактировал dumeter - 22.2.2013, 12:14

Вернуться в начало страницы
+50
+Ответить с цитированием данного сообщения
Тигрыч
сообщение 1.12.2011, 19:29
Сообщение #2


Заслуженный пресс-обозреватель
Иконка группы

Группа: Координационный совет
Сообщений: 19810
Регистрация: 7.6.2008
Из: Москва
Пользователь №: 5024
Рейтинг: 77331
Поставил плюсов: 83820
Поставил минусов: 366





Великолепное и впечатляющее произведение искусства!!! 27.gif


--------------------

Вернуться в начало страницы
+6
+Ответить с цитированием данного сообщения
Lenuccia
сообщение 11.2.2013, 18:17
Сообщение #3


Просто заглянул


Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Регистрация: 11.2.2013
Пользователь №: 104779
Рейтинг: 4
Поставил плюсов: 0
Поставил минусов: 0



Цитата(Тигрыч @ 1.12.2011, 20:29) *
Великолепное и впечатляющее произведение искусства!!! 27.gif


Хорошая статья. Только в 1947-1948 гг. работы проводили учащиеся ХРУ № 24, а не 240. Знаю, т.к. моя мама Иванова Тамара Михайловна принимала участие в этих работах. Были выбраны 7 лучших учащихся из 7-й и 12-й групп, моя мама училась в 12 группе.

Сообщение отредактировал Lenuccia - 11.2.2013, 18:26

Вернуться в начало страницы
+4
+Ответить с цитированием данного сообщения
kivov
сообщение 12.2.2013, 16:01
Сообщение #4


o001oo.ru
Иконка группы

Группа: Модераторы
Сообщений: 4290
Регистрация: 25.11.2007
Из: 78,98,178
Пользователь №: 16
Рейтинг: 6444
Поставил плюсов: 12276
Поставил минусов: 28





Цитата(Lenuccia @ 11.2.2013, 19:17) *
Хорошая статья. Только в 1947-1948 гг. работы проводили учащиеся ХРУ № 24, а не 240.

Спасибо за поправку! Действительно во многих перепостах указано 240-е училище, но правильно 24-е bs.gif

Художественно профессиональный лицей Санкт-Петербурга
Историческая справка:

История нашего лицея началась сразу после Великой Отечественной войны.
5 октября 1945 года приказом Главного управления трудовых резервов было создано Художественное ремесленное училище № 24 на базе завода «Русские самоцветы».
Училище начало готовить рабочих: камнерезов, мраморщиков, янтарщиков, огранщиков драгоценных камней и ювелиров.
В училище пришли мастера производственного обучения высокой квалификации. Под их руководством учащиеся стали выпускать продукцию для продажи населению.
В 1948 году группа учащихся выполняла макет в камне Арки Победы, временно установленный в 1945 году на Пулковском шоссе. Почетной работой для учащихся стала реставрация карты «Индустрия социализма». Карта была установлена в Георгиевском зале Эрмитажа к 1 мая 1948 года.
В 1951 году Художественное ремесленное училище № 24 объединилось с Художественным ремесленным училищем № 31, которое было создано на базе фабрики клавишных инструментов «Красный Октябрь». В перечне специальностей появилась еще одна: столяр - краснодеревщик.
В 1953 году произошло еще одно объединение - Художественное ремесленное училище № 24 объединилось с ремесленным училищем № 40, которое находилось на базе мебельной фабрики «Интурист». В этом же году работы учащихся «Ваза с фруктами» экспонировалась на ВДНХ.
В 1958 году работы учащихся, привезенные на ВДНХ, получили высокую оценку и были рекомендованы для экспонирования на международной выставке в Брюсселе. В Хрустальном дворце, где был размещен советский павильон, панно «Садовые ягоды» и шкатулка «Букет цветов» были удостоены особого внимания. Училищу была присуждена Большая золотая медаль Гран-при.
Своим высоким профессионализмом и творческим уровнем училище заслужило постоянное место в павильоне профтехобразования ВДНХ СССР. Представленные на выставку экспонаты ежегодно отмечались наградами.
В 1962 году Художественное ремесленное училище №24 приказом начальника городского Управления профтехобразования было преобразовано в Художественное профессионально-техническое училище № 11.
В 1962 году в США проходила выставка творчества советских детей. Среди экспонатов выставки были работы наших учащихся «Атомоход Ленин» и портрет «Девочка».
В 1968 году - выполнение заказа ЦК ВЛКСМ к золотому юбилею комсомола. Панно «Смольный - октябрьские дни» и «Штурм Зимнего».
В 1969 году состоялась выставка детского творчества «Мое Отечество» в г. Монреале (Канада). Среди участников наши учащиеся - мозаичная работа по камню: «Красная смородина», «Малина», «Яблоневая ветка».
В 1971 году Художественное профессионально-техническое училище переходит на подготовку молодых специалистов со средним образованием.
В 1978 году базовое предприятие «Русские самоцветы» построило для училища комплексное здание.
С 1980 года по 1987 год училище постоянно выставляло свои экспонаты на ВДНХ:
работы из поделочных камней и металла «Эмблемы спортивных игр». Бронзовая медаль.
ваза из поделочных камней и металла «Цветы России». Серебряная медаль.
панно «Слава Октябрю». Бронзовая медаль.
панно, посвященное Дню Победы «У могилы неизвестного солдата». Серебряная медаль.
чаша с шестью ковшами «Братина». Серебряная медаль.
В 1995 году училищу был присвоен статус Лицея. Из рядового ПТУ оно превратилось единственное в своем роде Художественно-профессиональное учебное заведение. Помимо уникальных изделий лицей постоянно выпускал и выпускает плановую продукцию, которая на протяжении многих лет поступала в магазины, и пользовалась хорошим спросом у покупателей.
За последние годы в Художественном лицее создан коллектив, отличающийся высоким профессионализмом, интеллектуальным творческим потенциалом.
80% педагогических работников лицея имеют высшую и первую квалификационную категорию. 2 человека удостоены почетного звания «Заслуженный учитель РФ», 12 человек награждены значком «Отличник профтехобразования РФ», 3 человека удостоены звания «Почетный работник ПО РФ».
Наш Лицей никогда не стоял в стороне от жизни нашей страны, нашего города, всегда участвует во всех проводимых акциях и, как правило, показывает себя с наилучшей стороны, о чем свидетельствуют высокие результаты и призовые места, занимаемые на различных выставках, конкурсах, олимпиадах и соревнованиях.
Лицей выпускает молодых людей не только с производственным разрядом, но и с аттестатом об окончании средней школы, открывая тем самым перед выпускниками самые широкие возможности для продолжения образования, для поступления в ВУЗ.
За последние годы 5 учащихся закончили лицей с серебряной медалью. Наши ребята из года в год участвуют в городских олимпиадах по общеобразовательным предметам, часто занимая призовые места. За последние два года двое учащихся нашего лицея занимали первые места в городской олимпиаде по истории.
О высокой профессиональной подготовке наших лицеистов свидетельствуют убедительные победы на различных конкурсах общероссийского и городского масштаба, а также на конкурсах ежегодно проводимых Ассамблеей ювелиров Санкт-Петербурга, членом которой является наш лицей.
В лицее всегда уделялось большое внимание спорту. Многие учащиеся занимаются различными видами спорта в самом лицее (секции: футбол, баскетбол, восточные единоборства, общая физическая подготовка) и в других спортивных учреждениях города.
Наши учащиеся ежегодно показывают высокие результаты на спартакиадах, проводимых ФОО «Юность России». За многолетнюю историю лицея у нас есть 1 олимпийский чемпион: в 1968 году в Мехико наш выпускник, штангист среднего веса, Борис Селицкий завоевал золотую медаль. В 2007 году наш учащийся Соколов Алексей выиграл первенство России в марафонском беге; он 5 раз подряд выигрывает марафон Пушкин-Петербург. Он же был победителем на марафонской дистанции в Ирландии (Дублинский марафон).
В лицее сложились прекрасные традиции по воспитанию учащихся. Уже более 30 лет в лицее существует музей Боевой славы. В нем представлены экспонаты о героическом боевом пути 39 Гвардейской стрелковой дивизии 8 Гвардейской Армии, прошедшей с боями от стен Сталинграда до стен Берлина. Кроме того собран материал о героической обороне Ленинграда. В нашем музее проходят уроки, посвященные темам Великой Отечественной войны, встречи с ветеранами.

отсюда

------------------------------------
Вот это Гранд-Макет good.gif


--------------------
К нам заходят многие, а остаются лучшие!

Вернуться в начало страницы
+2
+Ответить с цитированием данного сообщения
LinzaXXl
сообщение 17.2.2013, 23:03
Сообщение #5


фотокор МВ
Иконка группы

Группа: Общественный совет
Сообщений: 2958
Регистрация: 18.3.2011
Пользователь №: 29470
Рейтинг: 20013
Поставил плюсов: 9599
Поставил минусов: 27





Понравилась статья!+

Вернуться в начало страницы
+1
+Ответить с цитированием данного сообщения

Быстрый ответОтветить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

> Быстрый ответ
Полужирный
Курсив
Подчеркнутый
Вставить изображение
Смайлики
Цитата
Код
 
 Отправлять уведомления об ответах на e-mail |  Включить смайлики |  Добавить подпись
   

 



Our tours in St Petersburg include most popular sights and activities • migalki.net - фотогалерея автономеровХостинг картинокГослото