IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 Правила этого форума Правила форума
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
> Служебные машины руководства МВД СССР

irbit
сообщение 10.8.2019, 16:59
Сообщение #1


Пользователь
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 74
Регистрация: 11.12.2009
Пользователь №: 14827
Рейтинг: 69
Поставил плюсов: 15
Поставил минусов: 1



Подскажите, знающие люди, какие служебные машины использовались Министром внутренних дел и его заместителями в СССР с конца 50–х до начала 90?
Вернуться в начало страницы
0
+Ответить с цитированием данного сообщения
Президент
сообщение 12.8.2019, 12:45
Сообщение #2


o001oo.ru
Иконка группы

Группа: Администраторы
Сообщений: 12215
Регистрация: 7.9.2007
Из: СПб
Пользователь №: 139
Рейтинг: 24044
Поставил плюсов: 35998
Поставил минусов: 566





Было несколько статей


--------------------

Вернуться в начало страницы
+1
+Ответить с цитированием данного сообщения
Ортодокс
сообщение 12.8.2019, 19:28
Сообщение #3


Активный участник
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 400
Регистрация: 31.10.2011
Пользователь №: 100380
Рейтинг: 3810
Поставил плюсов: 3379
Поставил минусов: 1



Цитата(irbit @ 10.8.2019, 17:59) *
Подскажите, знающие люди, какие служебные машины использовались Министром внутренних дел и его заместителями в СССР с конца 50–х до начала 90?


Не претендую на абсолютную историческую достоверность, но тем не менее...

Сразу после войны - в конце 40-х и начале 50-х годов - автопарк руководства Народного комиссариата внутренних дел СССР и с 1946 г. Министерства внутренних дел СССР был весьма разнообразен...
Некоторое представление об этом разнообразии даёт документ о распределении автомобилей между руководителями ГУЛАГ МВД СССР.

"Приказание начальника ГУЛАГа МВД СССР № 41
о распределении легковых автомашин, закрепленных за ГУЛАГом
19.03.1948

Секретно

Во исполнение приказа МВД СССР № 00243 от 6.III.-48 г.

ПРИКАЗЫВАЮ:

Закрепить легковые автомашины, выделенные ГУЛАГу МВД СССР из 1-й автобазы ХОЗУ МВД СССР, за:

генерал-майором ТРОФИМОВЫМ «Шевроле», вне лимита, суточная;
генерал-майором МАТЕВОСОВЫМ «ЗИС», вне лимита, суточная;
полковником ЩЕКИНЫМ «Хорьх», вне лимита, до 4 часов;
полковником БУЛАНОВЫМ «Паккард», вне лимита, до 4 часов;
полковником КОЗЫРЕВЫМ «Мерседес», вне лимита, до 4 часов.

В целях улучшения обслуживания оперативных нужд Управления ГУЛАГа:

Закрепить разгонные легковые автомашины -
За 1-м Управлением «Мерседес», вызывной № 270, с лимитом горючего 600 литров, работает до 6 часов.
За 2-м Управлением «Опель», вызывной № 169, с лимитом горючего по 1 гр., работает до 4 часов.
За 3-м Управлением «Адлер» вызывной № 303 с лимитом горючего 500 литров, работает до 6 часов.
За Секретариатом ГУЛАГа «М-1» вызывной № 147 с лимитом горючего по 1 гр., суточная.
Начальникам Управлений ГУЛАГа сообщить Секретариату ГУЛАГа, кому предоставляется право вызова разгонных автомашин.

Начальник ГУЛАГа МВД СССР
Генерал-майор ДОБРЫНИН"

Согласно протоколу заседания Политбюро ЦК ВКП (б), датированному 1947 годом, за Лаврентием Павловичем Берия были закреплены три автомобиля:
а) бронированный "Паккард";
б) "Мерседес";
в) ЗИС-110.
Полагаю, что к моменту назначения товарищ Берия министром внутренних дел СССР (15 марта 1953 г.) данный список мог остаться прежним.
Разве что бронированный "Паккард" уступил место бронированному ЗИС-115.
При этом следует учитывать, что набор автомобилей товарища Берия в контексте Вашего вопроса не слишком показателен, т. к. он на момент назначения на пост министра являлся членом Политбюро ЦК КПСС, т. е. в номенклатурном плане стоял гораздо выше союзного министра...
Министру внутренних дел СССР бронированный автомобиль вообще не полагался.
Кроме того, по вышеуказанной причине товарища Берия, в отличие от других руководителей МВД, обслуживали автомобили Гаража особого назначения, а не Автобазы № 1 ХОЗУ МВД СССР, находившейся в Варсанофьевском переулке и именовавшейся на сленге центрального аппарата министерства "легковая автобаза".

Преемник тов. Берия на министерском посту генерал-полковник Сергей Никифорович Круглов довольствовался стандартным набором: ЗИС-110 и резервный ГАЗ-12 ЗИМ.

Сменивший в январе 1956 г. товарища Круглова на посту министра сугубо гражданский партийный функционер, заведующий Отделом строительства ЦК КПСС Николай Павлович Дудоров, вероятно, был рад пересесть из положенного заведующему отделом ЦК "скромного" ЗИМа в "министерский" ЗИС.

С именем товарища Дудорова, кстати, связана одна из первых документально подтверждённых попыток навести порядок в сфере использования специальных световых и звуковых сигналов и прочих атрибутов "меченой власти"...
В июле 1957 г. товарищ Дудоров провёл по этому вопросу совещание, на котором начальник московского ОРУД комиссар милиции 3 ранга Малов доложил присутствующим следующее:
«В городе Москве на легковых автомобилях установлено множество различных опознавательных знаков в виде дополнительных фар с желтым и белым светом, окраски подфарников, окантовки номерных знаков светлыми металлическими рамками, изображение на ветровом стекле всевозможных знаков с номерами. На отдельных автомашинах приспособлены сигналы типа «сирена». Наличие подобных сигналов, фар и других опознавательных знаков на автомобилях не предусматривается какой-либо необходимостью и лишь преследует цель преимущественного проезда, причём, нередко по резервным зонам и осевым линиям улиц. Установлено, что такие автомобили двигаются с нарушениями правил движения, подают сигналы без крайней к тому необходимости и нередко создают опасную обстановку для остального транспорта и пешеходов».

По итогам совещания министром было подписано распоряжение № 230с от 17 июля 1957 г.:
«1. Запретить в городе Москве установку на легковых автомобилях каких-либо дополнительных фар, прожекторов, цветных подфарников, не предусмотренных заводами-изготовителями автомашин, а также окантовку номерных знаков и применение других отличительных обозначений, а имеющиеся снять.
Госавтоинспекции УВД исполкома Мосгорсовета к 25 июля 1957 года обеспечить выполнение этого требования всеми автохозяйствами города Москвы. Отделу РУД… после 25 июля 1957 года не допускать к движению автомобили, не имеющие на дополнительные фары специального разрешения.
2. Оставить в виде исключения дополнительные передние фары на легковых автомобилях согласно прилагаемому списку.
3. УВД исполкома Мосгорсовета пересмотреть все разрешения, выданные на установку сигналов типа «сирена»…
Предупредить водительский состав автомобилей с сигналом «сирена» о пользовании этим сигналом в исключительных случаях и лишь при крайней к тому необходимости. Водителей, не выполняющих этих требований, привлекать к строгой административной ответственности.
Министр внутренних дел Союза ССР Дудоров."

В качестве частичного ответа на Ваш вопрос - в "особом" списке, указанном в пункте 2 распоряжения, фигурировали автомобили самого Дудорова, трёх его заместителей, министра внутренних дел РСФСР и начальника Главного управления милиции МВД СССР.
Ветеран упомянутой выше Автобазы № 1 ХОЗУ МВД СССР вспоминал, что в весной или летом 1959 г. Министерством внутренних дел СССР были получены два автомобиля ГАЗ-13 "Чайка", серийное производство которых началось на Горьковском автомобильном заводе в январе того же года.
Так что, товарищ Дудоров ещё целый год наслаждался комфортом новой модели...
В 1960 г. МВД СССР было ликвидировано.
Взамен были созданы Министерство охраны общественного порядка РСФСР и аналогичные структуры союзных республик.

Впрочем, расставание с "Чайкой" у товарища Дудорова было не слишком долгим, т. к. через полтора года после отставки с поста министра внутренних дел он был назначен начальником Главмоспромстройматериалов при Мосгорисполкоме в ранге министра СССР.
Таким образом, положенной союзному министру "Чайкой" он пользовался до самой пенсии, случившейся в 1972 г.

Действительно интересные перемены произошли в автопарке центрального аппарата воссозданного в 1966 г. МВД СССР при Николае Анисимовиче Щёлокове.
Вообще, в 70-е годы почти двадцатилетняя тенденция комплектации ведомственного автомобильного парка центральных органов государственной власти исключительно отечественной техникой изрядно ослабла.
Полагаю, это напрямую связано с увлечением Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева передовыми образцами мировой автомобильной промышленности.
Получая в качестве подарков и приобретая престижные иномарки, товарищ Брежнев, вероятно, не мог отказать в этом удовольствии и своим приближённым...

У меня нет данных, какие именно иностранные автомобили в 70-е годы первыми появились в автопарке центрального аппарата МВД СССР, но рискну предположить, что это были так называемые "хромки" - чехословацкие автомобили "Татра-613" первой серии.
Один из них в качестве резервного автомобиля был одно время закреплён за министром - в дополнение к положенной по должности "Чайке".

"Мерседесы" и "БМВ" в МВД, кстати говоря, тоже были, но они, как ни странно, эксплуатировались в основном в подразделениях Госавтоинспекции в качестве автомобилей сопровождения.
Несколько "Мерседесов" S-класса в кузове W116 использовались министерством в качестве представительского транспорта для обслуживания иностранных делегаций.
В качестве постоянного служебного транспорта руководством министерства они не использовались...

Множество сплетен и баек связано с так называемыми "щёлоковскими "Мерседесами".
Якобы товарищ Щёлоков присвоил почти десяток "Мерседесов", переданных компанией московской милиции для обслуживания Олимпиады-80.
После отставки товарища Щёлокова по указанию его преемника на посту министра внутренних дел (с декабря 1982 г.) генерала армии Виталия Васильевича Федорчука была проведена служебная проверка с целью выяснения дальнейшей судьбы этих автомобилей.
В результате проверки все автомобили были найдены.
Оказалось, что десять из них благополучно эксплуатировались Управлением делами Совета Министров СССР, а два были переданы в другие ведомства и впоследствии проданы частным лицам.
Впрочем, семья товарища Щёлокова имела в личном пользовании два "Мерседеса" и один "БМВ".
На одном из "Мерседесов" ездил сын министра Игорь Николаевич - функционер ЦК ВЛКСМ, на "БМВ" - жена товарища Щёлокова Светлана Владимировна.
Все автомобили были получены товарищем Щёлоковым в качестве подарков.
Что интересно - на получение такого рода "подарков" должностным лицом требовалось разрешение профильного заместителя Председателя Совета Министров СССР и согласование Отдела административных органов ЦК КПСС.
Как потом утверждали приближённые министра, такие разрешения были получены в каждом случае.
Впоследствии, когда над отправленным в отставку министром сгустились тучи, два автомобиля - "Мерседес" и "БМВ" - были возвращены в ХОЗУ МВД, а за второй "Мерседес" в кассу министерства семьёй были внесена его стоимость с учётом амортизации.

Выходец из системы органов государственной безопасности товарищ Федорчук любовь своего предшественника к "красивой жизни" не разделял и довольствовался служебной "Чайкой" ГАЗ-14.
Более того, как вспоминал его адьютант, Федорчук перенял привычку своего "патрона" Юрия Владимировича Андропова использовать для частных поездок "Волги" с "подменными" номерами...

В январе 1986 г. товарища Федорчука на посту министра сменил очередной "гражданский" - первый секретарь Ростовского обкома КПСС Александр Владимирович Власов.
Привыкать к ГАЗ-14 товарищу Власову не пришлось, т. к. первому секретарю обкома полагался точной такой же автомобиль...
Впрочем, у товарища Власова был шанс пересесть на ЗИЛ-41047, ведь в 1988-1990 гг., будучи Председателем Совета Министров РСФСР, он одновременно являлся и кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС, которым полагались автомобили Завода имени Лихачёва.
Но, как говорится, не срослось...
Кстати, некоторое время назад на сайтах auto.ru и "Авито" появлялось объявление о продаже ГАЗ-14, в котором утверждалось, что это служебный автомобиль Власова.
Судя по фотографиям, автомобиль был в очень неплохом состоянии.

Далее всё тоже не очень интересно...

Преемник товарища Власова (с октября 1988 г.) опять же партийный функционер Вадим Викторович Бакатин и на посту министра внутренних дел, и позже, будучи последним Председателем КГБ СССР, в духе времени "играл в демократию", часто предпочитая "Чайке" "Волгу" ГАЗ-3102 с номерными знаками спецсерии МКМ и специальным световым сигналом, установленным посередине на переднем бампере.
В "конторе", правда, номер был уже другой...

Сменивший в декабря 1990 г. на посту министра либерального товарища Бакатина Борис Карлович Пуго, судя по имеющейся у меня информации, служебной "Чайке" не изменял.
То же можно сказать и о его заместителе генерал-полковнике Василии Петровиче Трушине, который в течение суток - с 22 по 23 августа 1991 г. - временно исполнял обязанности министра внутренних дел СССР.

Последний министр внутренних дел СССР и министр безопасности Российской Федерации генерал армии Виктор Павлович Баранников "советскую" часть своей карьеры "доездил" на всё тех же ГАЗ-14, а вот в новой России пересел на W140.

Но это уже совсем другая история...

Сообщение отредактировал Ортодокс - 12.8.2019, 19:32

Вернуться в начало страницы
+16
+Ответить с цитированием данного сообщения

Быстрый ответОтветить в эту темуОткрыть новую тему
2 чел. читают эту тему (гостей: 2, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

> Быстрый ответ
Полужирный
Курсив
Подчеркнутый
Вставить изображение
Смайлики
Цитата
Код
 
 Отправлять уведомления об ответах на e-mail |  Включить смайлики |  Добавить подпись
   

 



Our tours in St Petersburg include most popular sights and activities • migalki.net - фотогалерея автономеровХостинг картинокГослото